Храмовый образ Спасителя Деисус, 1-я пол-на 19-го века, 52 х 64 см., толщина 3. 5 см., дерево, левкас, масляная академическая живопись, олифа, верхний слой олифы частично удалён.
На иконе “Спас на престоле” Господь Иисус Христос изображается так же, как и “Спас Вседержитель”, только в полный рост и сидящим на престоле. И если на иконе “Спас Вседержитель” Господь — Творец и Создатель всего сущего, всемогущий Владыка мира, то на иконе “Спас на престоле” Он уже его Судия. В Евангелии от Матфея Господь, обращаясь к апостолам, говорит: “Егда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своея, сядете и вы на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленома Израилевома”. «Деисус» в переводе с греческого «deesis» означает «моление, прошение, преклонение». Более точное именование– «деесис» (русское окончание «ус» появилось, очевидно, по аналогии с именем Иисуса); «Деисус» по смысловому содержанию связан с алтарной частью храма.
Иконография «Деисуса» чрезвычайно распространена в византийском православном мире. Посредине – Спаситель в образе Христа-Вседержителя (Пантократора), справа от него в молитвенной позе Богородица, слева — Иоанн Предтеча. Это так называемый «малый деисус»; со временем деисусный ряд разрастал за счет архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, воинов-великомучеников Георгий и Дмитрий Солунский, а также византийских святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста. В русские Деисусы включались наиболее чтимые отечественные святые — преподобные, святители, благоверные. В Деисусе нашло воплощение одно из основных содержаний и целей Земной Церкви — посредническое заступничество избранных святых за людской род перед Царем Небесным ради снискания Его милости.
На рубеже XIV-XV веков в Древней Руси из деисусного ряда вырос высокий иконостас – стена из икон, отделившая алтарную часть от прихожан.
Образ Богоматери, созданный на этой иконе, занимает особое место во всей древнерусской иконописи: ему нет аналогов среди сохранившихся домонгольских памятниках. О. С. Попова находит, что «самое близкое ему изображение – настолпная фреска «Богоматерь Студеницкая».
Особенно выразителен лик Предтечи – пророка, аскета, изможденного пустынника – с нервным изломом нахмуренных бровей и взлохмаченными волосами. Его напряженно-углубленный взгляд не столько взывает с мольбой к Спасителю, сколько направлен в глубь самого себя. Обострение физиогномики черт и одновременная скрытость приемов письма усиливают выразительность образа. Это один из характерных иконных типов комниновского периода, который к начале XIII века уже выглядел старомодным.
Коллекционные картины в Дзержинске, частные объявления 2024 года. Абино и Авито – помогут найти выгодные предложения бесплатно.