(Для гимназий и самообразования)
Проф. Г. И. Челпанов
(Ученым комитетом Министерства Народного Просвещения удостоен Малой Премии ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО)
Петроград 1917г
Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) — русский философ, логик и психолог. Создатель 1-го в России института экспериментальной психологии при Московском университете. Въ настоящемъ учебникѣ Логики „силлогистикѣ“ удѣлено больше мѣста, чѣмъ это слѣдовало бы, по представленію современнаго читателя, для котораго силлогистика есть символъ старой схоластической логики. Поэтому можетъ показаться, что я въ своей книгѣ предлагаю возвратиться ко временамъ схоластики. Но пренебрежительный взглядъ на силлогистику является однимъ изъ предразсудковъ, мѣшающихъ распространенію у насъ такой важной научной дисциплины, какъ логика. Не говоря уже о томъ, что безъ силлогистики понятіе умозаключенія было бы неяснымъ и индуктивная логика оставалась ею совершенно непонятной, изученіе силлогистики является чрезвычайно важнымъ для умственнаго развитія учащихся. Образовательное значеніе ея основывается на томъ, что учащійся, знакомясь съ разнообразными формами дедуктивнаго умозаключенія, научается болѣе умѣло обращаться съ собственною мыслью. Въ этомъ заключается практическая важность логики, какъ образовательнаго предмета. Но изученіе логики отнюдь не должно ограничиваться теоретическимъ изученіемъ правилъ, изложенныхъ въ учебникѣ. Истинное знаніе логики предполагаетъ не только знакомство съ правилами логики, но и умѣніе ихъ примѣнять. Поэтому необходимо, чтобы при изученіи логики учащійся упражнялся въ практическомъ примѣненіи логическихъ правилъ. Только въ томъ случаѣ, если онъ на примѣрахъ самостоятельно разсмотритъ примѣненіе тѣхъ или другихъ правилъ, изученіе логики можетъ оказаться цѣлесообразнымъ. Для этой цѣли въ учебникѣ помѣщены задачи, которыя учащійся обязанъ рѣшить. Задачи преднамѣренно избраны легкія, вполнѣ доступныя для начинающаго. Если же кто-либо изъ учащихся пожелаетъ попробовать свои силы на болѣе трудныхъ задачахъ, то онъ найдетъ богатый и разнообразный подборъ ихъ въ приложеніи къ логикѣ Минто, сдѣланномъ переводчиками этой книги А. С. Бѣлкинымъ и В. И. Ивановскимъ; а также въ книгѣ Н. О. Лосскаго „Сборникъ элементарныхъ упражненій по логикѣ“. Петроградъ. 1908. Предисловіе къ 3-му изданію. Въ настоящемъ изданіи частичныя поправки введены почти во всѣ главы и прибавлены нѣкоторыя задачи. Главы и параграфы, обозначенные звѣздочками или отдѣленные скобками, могутъ быть пропущепы при изученіи учебника въ гимназіи. Предисловіе къ 4-му изданію.
Въ настоящемъ изданіи прибавлено около 150 задачъ. Большинство этихъ задачъ придумано слушательницами Московскихъ Высшихъ Женскихъ Курсовъ. Я бы желалъ, чтобы это послужило доказательствомъ того, что учащіеся могутъ не только рѣшать задачи, но и самостоятельно придумывать таковыя.